ОЛЬГА Стурова
Работать с сюжетными штампами кажется проще, потому что они предлагают очевидные ситуации. Но обычные сюжеты можно окрасить особенными эмоциями. Что подарит нам яркие чувства? Конечно же, сказка! Чтобы создать атмосферу сказки, я сделала в открытках фоны с градиентом - с ярким контрастом света и тени. Затемнение в сказочном фоне создает эффект тайны и приключения. Помогает с этим и выбор штампов. Подчёркнуто фантазийные рисунки усиливают сказочное настроение.
В деле штампы: ВОЛК В ОДИНОЧЕСТВЕ, ВОЛК ЗА ВЯЗАНИЕМ, ПИРОЖКИ, ГОЛЫЙ ЛЕС, НАРОДНЫЕ СКАЗЫ 2, ПЕНЕК С ГРИБКОМ, ПОРА УТЕПЛЯТЬСЯ, ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ С ОЧАГОМ, ПИРОГИ, ЯБЛОКО И ГРУША, ДАВАЙ ПОПРОБУЕМ?, СО МНОЙ ТЕПЛЕЕ, ЯБЛОКО МОЕГО ПИРОГА.
Сюжеты и стилистика выбранных мною штампов таковы, что настраивают на чёрно-белый монохром, но такие фоны можно, конечно же, делать и полноцветными.
Первая открытка. Световое пятно здесь находится в нижней половине фона, которая, согласна правилам перспективы, воспринимается как расположенная ближе к зрителю (т.е. как передний план). На фоне светового пятна находится главный смысловой элемент композиции – пенёк с пирожками. Самый освещенный объект композиции всегда воспринимается нами как самый главный. Пирожки и пенёк выделены цветом. По законам перспективы, объекты находящиеся ближе к нам и расположенные на ярком свету, мы видим максимально чёткими, яркими и полноцветными. Усиливает световой эффект затонированная контрастная тень от пенька и салфетки.
Чем дальше от нас объект, тем менее он чёткий для нашего глаза и тем менее яркий и цветной. Именно поэтому весь задний план фона выполнен в монохроме. Дальний план находится в тени, и для подчёркивания этой тени, ее усиления, дальний план лишен цвета. Лес на дальнем плане фона выполнен оттисками разной степени яркости. Более дальние деревья выполнены серым цветом, а деревья, расположенные ближе, выполнены чёрным. Некоторые серые (вторые) оттиски пропечатались неравномерно, что меня вполне устраивает в данном случае, ибо только усиливает впечатление нечетких объектов в глубокой тени.
Оттиски цветов и трав добавляют контраст переднему плану. Они выглядят силуэтами в контровом свете, которым освещен главный объект композиции. И "ломают четвертую стену" - создают впечатление близкого присутствия зрителя, взгляда из-за этих трав.
Надпись, вплотную примыкая к смысловому центру, становится его частью и опорой. Можно сказать, что надпись представляет собой основание треугольника, вершина которого - голова волка, выглядывающего из-за дерева. Голова волка находится в тёмной части фона и не составляет с ней яркого контраста. Но рисунок деревьев в этой части разрежен, чтобы она всё-таки была заметна.
Вторая открытка. Здесь самая светлая часть фона находится в его верхней половине. Таким образом создается впечатление открывающегося за деревьями большого свободного и ярко освещенного пространства, создается впечатление неба. Конечно, световое пятно тянет внимание на себя, но контрастная спина волка и яркие акценты возвращают его к центру композиции.
Фигура волка выглядит освещенной контровым светом. Но фигура расположена в средне освещенной части фона, поэтому мы различаем все её детали: очки, спицы, лапы волка, шерсть и прочее. Поэтому мы можем видеть и цвет некоторых ярких объектов - пряжи, из которой вяжет волк.
Мне кажется, что расположенный в этой полутени волк выглядит немного грустно. Наверное, потому что все самое интересное происходит всегда там, где яркий свет. Поэтому и говорит он всем, что с ним совсем не страшно, а даже вот теплее.
Третья открытка. Здесь свет и тень делят фон пополам. В яркой половине расположен один из двух главных объектов открытки. Будучи ярко освещенным, дом сохраняет свой цвет и даже лёгкий свето-теневой объем.
Второй по значению и равновеликий дому объект - это волк. Он расположен на тёмной части фона и слегка сливается с деревьями. Заметным его делает тонкий белый кант вокруг фигуры, создающий эффект контрового освещения. Если этот кант затонировать серым или просто срезать, то волк ещё сильнее сольется с лесом. Тогда дом останется единственным главным объектом, несмотря на размер фигуры волка. Такой прием я использовала в третьей иллюстрации в моей книжке (будет ниже).
Усиливает основание довольно тяжеловесной композиции длинная горизонтальная надпись. Она же служит своеобразной направляющей для взгляда зрителя. Маленькие красные акценты помогают перевести взгляд с надписи на волка и дальше на дом. Композиционный круг замыкается.
Старая сказка на новый лад
Затевала я работу с этими штампами и в этом стиле, чтобы осуществить свою старую мечту - проиллюстрировать сказку штампами. Мне нужен был текст, и я попросила пишущую подругу - она откликнулась и написала маленькую сказочную зарисовку. А я сделала книжку...
Дополнила набор штампов: ТИТУЛЬНЫЙ 2 СМ, АЛФАВИТ ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА 5 ММ, СТОПКА НЕПРОЧИТАННЫХ КНИГ, САТИН С ПТИЧКОЙ, ЗАЙЦЫ, ДЕРЕВО С ВОРОНОМ, УГОЛОК И БОРДЮР 2, ПРИХВАТОЧКИ и трафарет со стволами деревьев.
Особенность этой иллюстрации в том, что здесь передо мной стояла задача - сделать освещенную дорожку в лесу. Для этого я использовала трафарет - с его помощью нарисованы деревья рядом с тропинкой. Деревья в глубине леса отштампованы через этот же трафарет. Голова волка слилась с фоном, и чтобы обратить на нее внимание, я добавила птичку, которая летит к девочке как раз мимо волка.
Спасибо за внимание! С удовольствием отвечу на вопросы!