Скрапбукинг – в первую очередь занятие для души, вы занимаетесь им для себя. В этом творчестве существуют правила, и в то же время правил не существует - это не работа на оценку. Вам нравится результат – и это самое главное. НО – правило использования архивных материалов – это то правило, которым не стоит пренебрегать. Чем бы вы не руководствовались занимаясь скрапом и выбирая неархивные материалы –подумайте над таким вопросом – зачем вы фотографируете и фотографируетесь? Ведь не только для того чтобы завтра посмотреть, как вы выглядели вчера? Вам интересно будет взглянуть на эти фотографии спустя много лет. И вашим детям это тоже будет интересно. Так стоит ли невнимательно относиться к сохранности ваших скрап-страничек?
Хорошая бумага для скрапбукинга должна противостоять разрушению и изменению временем, а также внешним воздействиям (влажность, ультрафиолет, деформации и пр.). Поэтому она не должна содержать химически активных веществ. В характеристиках для потребителя должно значится – рН нейтральна (не содержит кислот) и минимальное содержание или отсутствие лигнина (связывающего компонента бумаги из целлюлозы). Только в этом случае можно гарантировать, что ваша работа будет радовать долгие годы, а фоновые рисунки сохранят свои цвета и не пожелтеют.
Скорее всего, вы это слышали не один раз. И, скорее всего, не придали значения.
Давайте рассмотрим с вами процесс производства бумаги и возможность ее применения.
Главный компонент бумаги – волокна целлюлозы – получают в основном из древесины. А лигнин является такой же составляющей древесины, как и целлюлоза. Он связывает волокна, укрепляет стенки клеток, придает такой красивый желтоватый, коричневый или красноватый оттенок древесине. Но то, что хорошо для дерева, украшает мебель и укрепляет дома – губительно для бумаги. Если в процессе производства бумаги плохо удалить лигнин, бумага выходит рыхлой, грубой, быстро желтеет. Обычно из такой бумаги делают газеты и дешевые книги. И именно на них можно быстро и наглядно получить ответ, почему скрапбумага не должна содержать этот компонент. Пожелтение и хрупкость – вот главные враги вашего альбома. Постарайтесь не допускать их на ваши страницы.
Операции по удалению лигнина затрагивают и саму целлюлозу. Поэтому приходится идти на компромисс, и какое-то количество лигнина неизбежно остается. К тому же, в результате этих операций получается бумага серого или бурого цвета. Еще в 19 веке бумагу начали отбеливать хлором, избавившись при этом от пожелтения. Сейчас существует много методов отбеливания бумаги, но все они так или иначе связаны с окислителями. И на смену желтизне пришел новый враг скрапальбома – кислотность бумаги. С кислотностью тоже можно бороться и понижать ее уровень, добавляя буферизирующие компоненты. Таким образом – чем дороже процесс очистки, тем выше качество бумаги, тем меньше она содержит вредных веществ. Под "бескислотностью" понимается, что в бумаге отсутствуют кислотные добавки (как в 100-процентной хлопковой) либо что любые кислоты, использованные при производстве бумаги из древесины, были удалены или нейтрализованы. Кислотная бумага –это бомба замедленного действия: рано или поздно она саморазрушится. Процесс выделения кислот долог, но неизбежен. И если вы согласны смириться с ухудшением качеств самой страницы, то вряд ли согласитесь утратить на ней самое ценное – вашу фотографию.
Еще одним способом снижения количества лигнина в бумаге и снижением ее кислотности является добавление хлопковых или льняных волокон. Это широко распространено в производстве художественных бумаг. Например, элитные художественные бумаги могут на 100% состоять из хлопка, бумага для акварели и пастели – на 25-50%. Использование художественных бумаг как подручных средств в скрапе является оптимальным – уж кто-кто, а художники в первую очередь заботятся о сохранности своих произведений – будь то набросок, или картина. К тому же, окраска (тонировка) художественных бумаг происходит в массе, без предварительного кислотного отбеливания.
Самый распространенный в быту вид белых бумаг – офисные бумаги – явно не относится к бумагам высшего сорта. Задумайтесь об этом, в очередной раз решив распечатать фон на принтере – вы создаете не только недолговечный рисунок, но и ставите под удар весь смысл вашей работы – доставить радость переживаний, передаваемых фотографией, спустя годы и вам самим, и вашим близким.
Наборы для детского творчества, мелованный картон – эти бумаги безопасны для детей, но опасны для фотографий. Их производство не нацелено на создание архивных бумаг. Содержание лигнина в них достаточно велико, а у мелованного картона повышена кислотность. Самым опасным является использование упаковочных картонов – содержание в них древомассы делает их непригодным для скрапбукинга. Выбирая между детским набором картона в канцелярском магазине и картоном в магазине для художников, выберете последний – вы наверняка найдете те цвета, которые вам нужны. Но лучшим решением будет – обратиться в магазин скраптоваров – здесь и более богатый выбор, и абсолютно архивные материалы
статья подготовлена Екатериной Жуковой