ВАЛЕНТИНА Рябикова
Сегодня я хочу немного поговорить о масках и трафаретах. По идее, данная техника использует один и тот же принцип – контраст света и тени: при применении маски светлым остается фон вокруг изображения, при применении трафарета, наоборот, заполняется само изображение. Мне всегда нравились работы в технике цифрового скрапа, фон которых представлял собой увеличенную фотографию, выполненную в приглушенных тонах. В реальном скрапе несколько труднее воплотить эту задумку.
Хорошо, если вы умеете рисовать: тогда ничего не стоит перенести фотографию на лист скрап-бумаги акварелью, например. А что делать людям, далеким от кистей и красок?
Для выполнения нашей техники нам потребуется минимум материалов:
- пленка, подходящая для печати на вашем принтере
- острый нож или резак
- краска (акварель, чернила, любая краска в виде спрея)
- фоновая скрап-бумага и лист простой белой офисной бумаги
Сначала нужно оцифровать выбранную фотографию и, если она цветная, при помощи простой компьютерной программы перевести ее в черно-белую гамму и усилить контрастность, чтобы тени и света стали резче. Выбрать нужный формат и распечатать фото на пленке.
Подложив под распечатанное фото лист белой бумаги, острым ножом вырезать самые темные места на фотографии, таким образом получится трафарет.
Приложить трафарет к скрап-бумаге и заполнить пустые места краской, чернилами либо спреем (чтобы трафарет случайно не сдвинулся в процессе работы, его можно прикрепить временным клеем или скотчем, главное, чтобы потом не осталось следов). Потренируйтесь сначала на черновике, чтобы отработать тон чернил или расстояние для нанесения краски из спрея. Лучше закрасить все за один раз без повторного наложения трафарета на одно и то же место, чтобы избежать смещений, иначе рисунок будет выглядеть неаккуратно. Перед повторным использованием трафарета обязательно вымойте его и просушите тканью.
Использование чернил и спонжа дает более графичный четкий рисунок, использование спрея – так скажем, более художественный, размытый. И еще нюанс, для данной техники лучше выбрать однотонную фоновую бумагу, без контрастного рисунка. Чем более темную бумагу вы возьмете, тем более темным тоном чернил нужно начинать рисунок.
На этом этапе можно остановиться, а можно и продолжить. Тогда нужно вырезать из трафарета оставшиеся темные места (полутени), наложить на фоновый лист, совместить края рисунков и нанести краску белее светлого тона. Вы можете использовать те же чернила, просто разотрите спонж на черновике, чтобы цвет стал менее интенсивным. Если вы используете спрей, поднимите баллончик повыше, и расстояние между каплями получится больше, а площадь заливки, соответственно, менее сплошной. Осторожно отнимайте трафарет от листа, чтобы не было потеков краски.
На последнем фото хорошо видно, насколько разные границы получаются при применении чернил и спреев.
Используя данную технику, можно попробовать перенести на скрап-бумагу не только портрет, но и пейзаж или какую-то бытовую сцену, только это потребует от вас усидчивости и осторожности.
Создав такой трафарет в домашних условиях можно нанести на скрап-бумагу любой рисунок, вырезать столь модную сейчас кирпичную кладку, цифры, буквы, горошек и все, что нужно, для любой конкретной задачи.
В своей работе я использовала оттиск фонового штампа, вместо него можно поместить ваш текст от руки с описанием факта из биографии героя или героини, которым посвящена страничка.
Если вы используете два листа скрап-бумаги для фона, и особенно если они контрастных цветов, как у меня, можно попробовать сделать рваную веточку или даже целое дерево. Я не намечала, просто рвала бумагу, как мне нужно для композиции, но думаю, если это сложно, то можно примерно наметить рисунок карандашом. Рвать нужно начинать от края листа, сначала самую толстую ветку, потом от нее отходящие веточки поменьше. Обращайте внимание, когда рвете бумагу: с одного края должна быть видна внутренняя белая прослойка бумаги, а другой край должен быть оборван с обратной изнаночной стороны, чтобы белого не было видно (мне кажется, так более органично смотрится). Рвать не бойтесь, но будьте готовы к тому, что бумага может порваться далеко не так, как вам этого хочется – не расстраивайтесь, всегда можно добавить еще одну веточку. Кстати, это отличный способ маскировки мелких и даже не очень мелких дефектов или помарок на работе!
Удачного творчества!