ЕКАТЕРИНА Жукова
Всем известно, что основная цель скрапбукинга – сохранить историю своей жизни в фотографиях – поэтому стиль Херитаж можно считать его фундаментом. Это не столько оформление старинных фотографий, сколько передача знаний о линии родственников из поколения в поколение. Тем не менее, немногие из нас, скраперов, действительно знают историю своей семьи. А зря...
В моей голове вертятся отрывки из бабушкиных воспоминаний. Вроде знаю, примерно, кто где жил, родственников – и кажется, что этого достаточно. А тут к моей маме обратился один профессор: он искал материалы по моему дедушке, фотографии, какие-то рукописи. Дедушка умер давно, еще когда маме было 16 лет, я вообще ничего про него не знала. И оказалось, что он был довольно известным в своем кругу психоаналитиком, последователем Фрейда. Пытался научно объединить психоанализ, психиатрию и физиологию, выпустил в 20х годах 6 книг. А дальше – дальше его перестали печатать из-за Фрейда, рукописи пылились, дедушка умер. Несколько переездов, смерть бабушки – и у нас не осталось совсем ничего, даже фотографии. Не могу сказать, что это известие повлияло на мою жизнь. Но точно изменило мое отношение к ней. Я осознала, что практически ничего не знаю про своих родных. И если не спрошу их сейчас, пока они живы, потом спросить будет не у кого
Среди игрушек моего детства были «остатки былой роскоши» – веера из страусиных перьев, кружевные воротнички, вышитые бисером, шкатулки, кузнецовский форфор и даже Буль. Я не понимала их ценности, выковыривала инкрустации, срезала бусинки. Но само собой возникало ощущение, что это вещи из прошлого, что ими пользовались, они – часть другой жизни, дореволюционной. И эта историческая связка фактов с жизнью сформировалась на уровне подсознания. Многое сейчас я встречаю в музеях типа «Мир забытых вещей», и это узнавание – «а у меня дома тоже такое было» для меня трепетно, это мои воспоминания. И мне кажется, что сохранить их и передать не менее важно, чем заскрапить свой отпуск.
Моему поколению повезло: мы по себе знаем как было раньше, как менялось, и можем оценить, что происходит сейчас. Но глядя на свою уже почти двадцатидвухлетнюю дочь я вижу, что она живет здесь и сейчас. Историю она знает по учебникам в школе – а это просто зазубривание фактов, которые забываются после сдачи темы, если нет никакой связки с жизнью. Ей не понять, что значило жить в СССР, тем более не понять, что было до этого. Мои детские «остатки» до нее не дошли. Ей не представить самой, что стаканчики от финских йогуртов, которые мы едим каждый день, в 1984 году среди моих сверстников ценились на вес золота. Что я до сих пор помню вкус первого банана, которым меня угостил мальчик в больнице в 8 лет. Как я плакала, что не попала в первый поток приема в пионеры. И как дерзко было осознание в последних классах школы, что можно отказаться от вступления в комсомол.
Но без прошлого нет будущего. Не зная истоков, нельзя сделать правильные выводы о текущем. И, возможно, я скорее для нее, чем для себя, решила заняться генеалогией. Просто для того, чтобы у нее сформировалась целостная картина мира. Просто потому, что потом будет поздно. А еще это очень увлекательно. Ведь фамильное дерево – это не только даты и имена. Это события, места, профессии, сословия. С его помощью формируется временная цепочка, связь поколений. Попробуйте – у вас наверняка появятся вопросы, связанные с историческими фактами из учебников. Вы ответите на них применительно к своей семье – и история на глазах оживет для всех поколений.
Мои советы:
- Сначала нужно решить, в каком скрап-контексте вы будете собирать сведения. Я отказалась от решения создать херитажный альбом – это очень глобально для меня, требует слишком многого. Иначе я корону Королевы незавершенных проектов буду носить до конца жизни. А вот создать упорядоченный архив – это под силу каждой из вас.
- Следующим шагом будут записи о сведениях, известных вам. Я завела себе толстую тетрадь с разделителями, каждый блок посвятила отдельной ветви бабушек/дедушек. Начало положено. Мне очень помогли советы для начинающих с сайта Всероссийского Генеалогического Древа. Их девиз «Сказанное забывается, написанное остается» практически девиз скрапбукинга.
Первые «исторические» сведения я получила, когда несколько лет назад делала страничку в стиле херитаж для мастер-класса в клубе. Оформляла вот эту фотографию бабушки с семьей в детстве.
Херитаж достаточно лаконичен в оформлении, в качестве украшения явно требовался заголовок. Не могла ничего придумать и спросила у мамы, какая девичья фамилия была у бабушки. Оказалось, что бабушка фамилию не меняла, в ее семье родились одни дочки, и папа (мой прадедушка) горевал, что фамилия потеряется. Все четыре сестры пообещали, что фамилию оставят даже при замужестве. Так я узнала про фамилию Монвельдт.
А задав поиск в интернете по имени дедушки, нашла не только книгу у букинистов, но и современные ее переиздания. Самое нелепое, что эти книги у нас дома были, но за ненадобностью их выкинули. Теперь же, купив, я буду хранить ее как зеницу ока.
Оба эти события разрушили мои представления о жизни бабушки. Во-первых, я всегда считала, что у бабушки было два брака, потому что фамилии ее детей отличались от ее. Во-вторых, оказалось, что мой дедушка был по-настоящему еврей, а не приемный сын в еврейской семье, как мне говорили в советское время. И подобных открытий я сделала немало. Но о них в следующий раз.