Цветочные композиции на кальке

ЕЛЕНА Лёвушкина

Многие из нас знакомы с искусством работы на кальке под названием парчмент-крафт, который совмещает множество разнообразных техник, - таких как тиснение, перфорирование, раскрашивание, тонировку и прочие интересные способы, требующие тщательного изучения, поскольку ошибки на этом нежном материале заметны сразу и практически не подлежат исправлению. Рисунки в парчмент-крафт изначально наносились с помощью продавливания стилусом, обводки чернилами или карандашом по шаблону, подложенному под кальку, а также с помощью трафаретов. Однако, в последнее время мастера этой техники все чаще используют штампы, которые раскрашивают самыми разными графическими материалами. В этом мастер-классе я хочу показать вам самый  простой способ раскрашивания оттисков на кальке с помощью цветных карандашей. Тем более, что её поверхность для их использования просто идеальна.



Для этого понадобятся следующие материалы:


- Калька, плотностью от 120 до 200 г/м2.

- Быстросохнущие пигментные чернила, которые подходят для работы на кальке: Ranger Archival Inks, Tsukineko VersaMagic, Tsukineko Brilliance и т.п.

- Цветные карандаши любой марки.

- Штампы

- Акриловые блоки или доска для штампинга.

- Инструмент для тиснения с маленьким шариком (не обязательно).

- Мягкая пушистая кисточка, ластик и/или ластик-клячка.



Я решила делать оттиски с помощью платформы для штампов исключительно в целях "просвещения", поскольку данный инструмент есть не у всех. Но такую простую композицию очень легко сделать и без неё. Кроме того, я воспользовалась черновиком с наброском второго плана, чтобы быстрее сориентироваться в расположении основных элементов.

Поскольку данный мастер-класс не предусматривает изучения всех приёмов работы в технике парчмент-крафт, то я сделала вырубки из кальки ножами в форме прямоугольников. Если вы решите воспользоваться этим же способом, а состояние ваших пластин для вырубки далеко от идеально гладких, то перед прокатыванием положите лист кальки на плотную бумагу (кардсток или акварельную), чтобы следы от резов ножами не оставили отпечатков на ее довольно нежной поверхности. Если же и верхняя пластина имеет следы резов, - то дополнительно прикройте кальку с расположенным на ней ножом листом писчей бумаги. Помните, что пергаментная бумага для творчества и полиграфической печати имеет свойство "выбеливаться" при малейшем механическом воздействии.



С помощью подготовленных "масок" с клеевым слоем из "жидкого скотча" (которые были раскрашены просто ради интереса), я "набросала" условную композицию из АНЕМОНОВ. Такие элементы можно свободно перемещать, постепенно добиваясь более интересного расположения каждого из них. Между тем, именно центральный цветок должен располагаться так, чтобы привлечь к себе наибольшее внимание.



После уточнения достаточно положить прозрачный штамп прямо на маску.

К слову, я сделала небольшой апгрейд своей "доски", вырезав по размеру рабочей платформы квадрат из силиконового коврика для выпечки, поскольку её жесткая поверхность не позволяла упругим фотополимерным штампам делать отпечатки нужной четкости без особых усилий. Теперь не нужно нажимать по нескольку раз на прозрачную пластину со штампом, чтобы он дал качественный отпечаток с первого раза. Платформы некоторых других производителей, как правило, имеют дополнительный коврик из вспененной резины. Кроме силиконового коврика можно воспользоваться подложкой из фоамирана.



Я сняла все маски, нанесла на штамп тёмно-розовые пигментные "меловые" чернила VersaMagic Perfect Plumeria и поставила первый оттиск большого цветка анемона. Калька иногда прилипает к штампу, поэтому приходится поправлять её, даже когда она закреплена с четырех сторон довольно сильными магнитами. Если это доставляет неудобства, то её можно аккуратно закрепить декоративным скотчем.



Затем я закрыла маской первый оттиск, расположила в нужное место другой штамп с цветком и поставила второй оттиск.



То же самое проделала перед тем, как поставить третий оттиск, не забывая перед этим каждый раз очищать штамп влажной салфеткой.



После пого, как оттиски анемонов были отштампованы и закрыты масками, я решила разнообразить композицию золотыми оттисками ВЕТОЧЕК, используя быстросохнущие чернила Brilliance Galaxy Gold. Несмотря на то, что они заявлены как быстросохнущие, им (в отличие от VersaMagic) требуется немного больше времени для высыхания на кальке. Используя данный вид чернил не торопитесь, чтобы случайно не размазать их. Они имеют красивый мерцающий блеск, но не такие укрывистые как VersaMagic и выглядят на кальке скорее полупрозрачными.



Теперь осталось поставить сверху оттиски штампом ТРАВЫ тёмно-зелёными чернилами VersaMagic Spanish Olive и ещё несколько оттисков маленьких ВЕТОЧЕК золотыми чернилами.



После того, как чернила хорошо высохнут, можно приступать к раскрашиванию оттисков цветными карандашами. Я использовала самые доступные, но качественные карандаши на восковой основе Faber-Castell Classic. Они яркие, укрывистые и очень хорошо держат острый кончик, который особенно важен при работе с мелкими элементами и деталями оттисков. Тем не менее, можно использовать любые другие карандаши, которые у вас есть, в том числе и акварельные.



Теперь я немного расскажу о самой простой технике раскрашивания на кальке по-сухому (то есть графическими материалами без дополнительного использования воды, масел и других растворителей). Исключение составляют маркеры, капиллярные ручки и акриловые краски (при условии использования кисточек, способных дать тонкую линию).

В схематическом виде этот способ очень похож на инструкцию по вышивке гладью, - то же разделение каждого элемента на сегменты, зоны и границы смешивания. Штрихи также должны напоминать ход иглы с нитью, где начало и конец каждого стежка всегда начинается в одной зоне и заканчивается в другой.

В этой линейной штриховке кончик карандаша касается бумаги только тогда, когда рисуется линия: он опускается на бумагу, проводит линию и снова отрывается от бумаги. Вы можете оставить как отрывистые линии с пробелами или соединить их вместе (заштриховать) так, чтобы все переходы выглядели мягкими и незаметными. Зигзагообразные штрихи в этом способе не используются совсем.

Зона смешивания - это область, где один цвет вливается в другой, визуально создавая новый оттенок. Обратите внимание: каждая штриховка другим цветом начинается в своей зоне и заканчивается в зоне смешивания.



Раскрашивать композицию на кальке можно как с лицевой, так и с изнаночной стороны, поскольку она прозрачная (или полупрозрачная). Я использовала кальку плотностью 200 гр/м2 и начала работу с изнаночной стороны, положив её на плотный гладкий лист белой бумаги, чтобы избежать продавливания и появления выбеливания, которое используют при тиснении в парчмент-крафте. Тем не менее, я решила сделать тиснение тычинок инструментом с маленьким шариком, чтобы они видуально выделялись. Делается это простым нажатием в нужное место. Также можно использовать непишущий стержень от шариковой или гелевой ручки, или в конце работы пририсовать тычинки белой гелевой ручкой, лаковым маркером или акриловой краской.

После выделения тычинок желтым карандашом выделяем середину, используя обычную штриховку (зигзаг, спиралевидную и т.д.)



Также не забудьте прикрыть часть кальки, которой касается ваша рука, другим листом бумаги, чтобы не испачкать, не растянуть "волнами" или не оставить потожировых следов от пальцев.

Кончиком карандаша самого темного из выбранных для работы цветов (нам достаточно 2-х или 3-х), делаем короткие расходящиеся штрихи от края лепестка к его середине с легким нажимом вначале и без нажима в конце (как взмах руки или кисточки).



Переворачиваем работу и смотрим, достаточно ли яркий получился наш цвет. При раскрашивании с изнаночной стороны следует как можно чаще переворачивать работу, чтобы контролировать и оценивать получившийся результат.



Вместо тиснения, которое оставляет белый след на кальке, для выделения изгибов лепестков можно воспользоваться белым карандашом.



Накладывая другим, более светлым цветом, второй слой штрихов между линиями первого, старайтесь, чтобы они были немного длиннее. Если появляются крошки пигмента, то удалять их лучше всего мягкой пушистой кисточкой, Я приспособила для этого свою испорченную кисть, отрезав у нее кончик.



Третий слой штрихов (желтым карандашом) я наносила, перевернув работу на 180 градусов, нанося штрихи от верхнего края к середине - в зону смешивания. Это дает более четкий верхний край и препятствует выходу штриха за границы окрашивания.



У раскрашивания с изнаночной стороны есть своё неоспоримое преимущество. Если цвет или качество штриховки и смешивания вам не нравятся, то можно практически бесследно удалить весь пигмент с помощью мягкого ластика, не повредив при этом линии оттиска. Но это, безусловно, зависит от качества карандашей или других материалов. Как видите, со своими карандашами я сделала это без особого труда. Лишний пигмент также можно легко и аккуратно снять с помощью ластика-клячки, на которую при нажатии налипнет его часть. Важно, чтобы клячка перед использованием была мягкой, клейкой и хорошо размятой. Еще одно её достоинство состоит в том, что ей можно придать любую форму в зависимости от участка, который вы хотите осветлить или очистить от излишков пигмента. Чтобы клячка была чистая, не забывайте ее разминать и "вымешивать", чтобы снятый пигмент "вошел в ее состав", а не оставался на поверхности.



Вторую композицию с анемонами, я решила раскрасить белым карандашом по лицевой стороне.  Чтобы линии были заметными, я подложила под нее плотный лист гладкого черного картона. Оттиски были поставлены белыми чернилами VersaMagic Cloud White.



Теперь, когда композиции окрашены, остановимся на их закреплении на подложке. Калька - материал довольно капризный, к тому же - прозрачный (или полупрозрачный). Поэтому следы практически всех (если не абсолютно всех) клеевых материалов на ней видны довольно отчетливо. И эти следы довольно некрасивы, особенно если клеи имеют в своем составе много влаги или растворителя.



Поэтому выбирают клей, который при высыхании становится бесцветным (прозрачным), достаточно "сухой" (густой) и клейкий. Это может быть специальный ПВА для фотографий, двусторонний скотч, прозрачные клеевые подушечки, латексный клей, жидкий скотч,  клеевые ручки и т.п.



При раскрашивании с лицевой стороны пигмент карандашей или других непрозрачных графических материалов способен "замаскировать" кусочки двустороннего скотча, приклеенных к самым непрозрачным участкам.



Края же можно просто приклеить и задекорировать с помощью стразов и других украшений (включая жидкий жемчуг и клей с глиттером), или закрепить с помощью ниток или брадсов. Серединки цветов, если под ними тоже видны следы клея, также можно задекорировать этими же материалами.



Клей ПВА или жидкий скотч лучше нанести точкой на подложку, предварительно отметив нужное место и чуть-чуть дать схватиться (подсохнуть). Но так чтобы он не утратил липкости, иначе при приклеивании кальки он может расплыться в бесформенное пятно.



Я надеюсь, что несмотря на обилие рекомендаций, этот способ раскрашивания не покажется вам сложным. К тому же он очень хорошо работает не только на кальке, но и на любой другой бумаге. И особенно при раскрашивании длинных узких лепестков цветов, например, как у этих ГЕРБЕР



Свои открытки я дополнила интересными каллиграфическими надписями, сделанными штампами ПОЗДРАВЛЯЮ и БЛАГОДАРЮ.



Желаю вам творческих успехов и вдохновения!